Классному руководителю

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

Болчаровская средняя общеобразовательная школа

 

Классному руководителю

 Не тот учитель, кто получает воспитание и образование

учителя, а тот, у кого есть внутренняя уверенность в

 том, что он есть, должен быть и не может быть иным.

  • Умейте радоваться маленьким успехам своих учеников и сопереживать их неудачам.
  • Вы очень близкий человек для своего ученика. Постарайтесь, чтобы он был всегда открыт для вас. Станьте ему другом и наставником.
  • Не бойтесь признаться в своем незнании какого-нибудь вопроса. Будьте вместе с ними в поиске.
  • Постарайтесь вселить в ученика веру в себя, в его успех. Тогда многие вершины для него станут преодолимыми.
  • Не требуйте на уроке "идеальной дисциплины". Не будьте авторитарным. Помни, урок - это частичка жизни ребенка. Он не должен быть скованным и зажатым. Формируй в нем личность открытую, увлеченную, раскованную, способную творить, всесторонне развитую.
  • Стремитесь к тому, чтобы ваши уроки не стали шаблонными, проведенными "по трафарету". Пусть на уроках свершаются открытия, рождаются истины, покоряются вершины, продолжаются поиски.
  • Каждая встреча с учителем для родителей должна стать полезной и результативной. Каждое собрание - вооружить их новыми знаниями из области педагогики, психологии, процесса обучения.
  • Входите в класс с улыбкой. При встрече загляните каждому в глаза, узнайте его настроение и поддержите, если ему грустно.
  • Несите детям добрую энергию и всегда помните, что "ученик - это не сосуд, который необходимо наполнить, а факел, который надобно зажечь".
  • Помните, двойка очень вредна и для формирования характера. Найдите возможным не увлекаться этой отметкой. Будьте в поиске возможности найти путь преодоления постигшей неудачи.
  • Помните, каждый ваш урок должен быть пусть маленьким, но шагом вперед, к узнаванию нового, неведомого.
  • Ученик всегда в обучении должен преодолевать трудность. Ибо только в трудности развиваются способности, необходимые для их преодоления. Умейте определить "планку" трудности. Она не должна быть завышенной или заниженной.
  • Учите своих учеников трудиться. Не ищите легкого пути в обучении. Но помните, как важно поддержать, ободрить, быть рядом в трудной ситуации. Чувствуйте, где необходимы ваше плечо, ваши знания, ваш опыт.
  • Если из двух баллов думаете, какой выбрать, - не сомневайтесь, поставьте высший. Поверьте в ребенка. Дайте ему крылья. Дайте ему надежду.
  • Не скрывайте от детей своих добрых чувств, но помните: среди них никогда не должно быть особого места для "любимчиков". Постарайтесь в каждом ребенке увидеть предначертанное ему, откройте его ему самому и развейте в нем то скрытое, о чем он и не подозревает.
  • Помните о том, что ребенку должно быть интересно на уроке. Только когда интересно, ребенок становится внимательным.

    В общении с родителями своих учеников помните, что их дети - самое дорогое в жизни. Будьте умны и тактичны. Находите нужные слова. Постарайтесь не обидеть и не унизить их достоинство.
  • Не бойтесь извиниться, если оказались неправы. Ваш авторитет в глазах учеников только повысится. Будьте терпеливы и к их ошибкам.
  • Живите с детьми полной жизнью. Радуйтесь и огорчайтесь вместе с ними. Увлекайтесь и удивляйтесь. Шутите и наставляйте. Учите быть нетерпеливыми ко лжи и насилию. Учите справедливости, упорству, правдивости.
  • Не воспитывайте слишком самонадеянных - их будут избегать; слишком скромных - их не будут уважать; слишком болтливых - на них не будут обращать внимания; слишком молчаливых - с ними не будут считаться; слишком суровых - от них отмахнутся; слишком добрых - их растопчут.
  • Будьте всегда выдержаны, терпеливы, уравновешены.

Триединая задача урока

Образовательная: вооружить учащихся системой знаний, умений и навыков.

Воспитательная: формировать у учащихся научное мировоззрение, нравственные качества личности, взгляды и убеждения.

Развивающая: при обучении развивать у учащихся познавательный интерес, творческие способности, волю, эмоции, познавательные способности - речь, память, внимание, воображение, восприятие.

 

Методы обучения

Это основные виды деятельности учителя и ученика, обеспечивающие формирование ЗУН, необходимых для решения учебно-воспитательных задач.

 

Прием

Это деталь метода, отдельные его операции (практические и мыслительные), моменты в процессе усвоения ЗУН. Он не имеет своей самостоятельной задачи.

 

Система методов

Это не простой набор методов и приемов, а такая их совокупность, в которой имеются внутренние связи между компонентами, обусловленные результативностью конкретных методов (приемов). В совокупности они представляют систему управления разными методами (приемами) познания учащимися учебного материала, начиная с приобретения готовых знаний для самостоятельного решения познавательных задач.

 

Сущность метода

Заключается в организуемом способе познавательной деятельности ученика, в его активности, развитии познавательных сил и способностей.

 

Классификационные признаки группировки методов:

  • источник знаний;   
  • характер познавательной деятельности ученика;
  • руководящая роль учителя;
  • степень активности ученика;
  • возможность стимулирования и самостимулирования учебной деятельности ученика;
    условия контроля и самоконтроля за эффективностью учебно-познавательной деятельности.

Методы как способы учебной работы:

  • догматический - приобретение знаний в готовом виде.
  • эвристический - усвоение знаний и умений путем рассуждений, требующих догадки, поиска, находчивости, что должно быть предусмотрено в вопросе (задании).
  • исследовательский - добывание знаний и умений путем проведения наблюдений, постановки опытов, измерения, путем самостоятельного нахождения исходных данных, прогнозирования результатов работы.

Характеристика отдельных групп методов

  • Объяснительно-иллюстративные отражают деятельность учителя и ученика, состоящую в том, что учитель сообщает готовую информацию разными путями, с использованием демонстраций, а учащиеся воспринимают, осмысливают и запоминают ее. При необходимости воспроизводят полученные знания.
  • Репродуктивные способствуют усвоению знаний (на основе заучивания), умений и навыков (через систему упражнений). При этом управленческая деятельность учителя состоит в подборе необходимых инструкций, алгоритмов и других заданий, обеспечивающих многократное воспроизведение знаний и умений по образцу.
  • Методы проблемного обучения: проблемное изложение, рассчитанное на вовлечение ученика в познавательную деятельность в условиях словесного обучения, когда учитель сам ставит проблему, сам показывает пути ее решения, а учащиеся внимательно следят за ходом мысли учителя, размышляют, переживают вместе с ним и тем самым включаются в атмосферу научно-доказательного поискового решения;
  • частично-поисковые, или эвристические методы, используются для подготовки учащихся к самостоятельному решению познавательных проблем, для обучения их выполнению отдельных шагов решения и этапов исследования;
  • исследовательские методы - способы организации поисковой, творческой деятельности учащихся по решению новых для них познавательных проблем.

Методы организации учебно-познавательной деятельности:

  • словесные, наглядные, практические;
  • аналитические, синтетические, аналитико-синтетические, индуктивные, дедуктивные;   
  • репродуктивные, проблемно-поисковые;    
  • методы самостоятельной работы и работы под руководством.

Методы стимулирования и мотивациии:

  • методы стимулирования интереса к учению (познавательные игры,    учебные    дискуссии,    создание    эмоционально-нравственных ситуаций);
  • методы стимулирования долга и ответственности (убеждения, предъявление требований, «упражнения» в выполнениии требований, поощрения, порицания).

Методы контроля и самоконтроля:

  • устного контроля, и самоконтроля (индивидуальный опрос, устная проверка знаний, некоторых мыслительных умений);
  • письменного контроля и самоконтроля (контрольные работы, письменные зачеты, программированный контроль, письменный самоконтроль);
  • методы лабораторно-практического контроля и самоконтроля (контрольно-лабораторные работы, контроль выполнения практических работ, программированный контроль лабораторной работы, лабораторно-практический
    самоконтроль).

Методы самостоятельной познавательной деятельности учащихся:

  • классификация самостоятельных работ по цели (подготовка учащихся к восприятию нового материала, усвоение учащимися новых знаний, закрепление и совершенствование новых знаний и умений, выработка и совершенствование усвоенных навыков); определение самостоятельных работ по изучаемому материалу (наблюдение, проведение опытов, эксперимент, работа с книгой и т.п.);
  • различение самостоятельных работ по характеру познавательной деятельности (по заданному образцу, по правилу или системе правил, конструктивные, требующие творческого подхода);
  • деление самостоятельных работ по способу организации (общеклассная, групповая, индивидуальная).

Методы программированного обучения - особый вид самостоятельной работы учащихся над специально переработанным материалом, сущностью которой является жесткое управление умственной деятельностью обучаемых. Программа при этом является дидактическим средством.

 

Многообразие методов:

Словесные методы:

  • объяснение - это вид устного изложения, в котором раскрываются новые понятия, термины, устанавливаются причинно- следственные связи и зависимости, закономерности, т.е. раскрывается логическая природа того или иного события или явления (прямое, непрямое, инструктивное);
  • рассказ - это форма изложения учебного материала, которая носит преимущественно описательный характер (сюжетный, иллюстративный, информационный);
  • работа с печатным словом (с книгой) - это метод, позволяющий ученику под опосредованным руководством учителя самостоятельно организовывать процесс познания;
  • изложение - это монологическая форма учебной работы, дидактическое значение которой состоит в том, что при помощи этого метода учащимся передаются научные знания, добытые человечеством, демонстрируются образцы деятельности, а ученики должны понять, запомнить и воспроизвести усвоенное;
  • повествование - это вид изложения, в котором связно рассказывается о конкретных фактах, событиях, процессах, про­текающих во времени. Оно может быть в сжатой форме, в форме интересного рассказа, имеющего сюжет, фабулу;
  • описание - вид изложения, в котором дается последовательное перечисление признаков, особенностей, свойств, качеств предметов и явлений окружающей действительности;
  • рассуждение - вид изложения, в котором дается последовательное развитие положений, доказательств, подводящих учащихся к выводам;
  •  беседа - форма овладения учащимися информацией в вопросно-ответном рассуждении, в диалоговом общении. Типы беседы: катехизическая (предполагает в ответах учащихся репродуктивную деятельность) и эвристическая (предполагает продуктивную, творческую деятельность). Эвристическая беседа является главным условием развития учащихся при диалогическом методе учения. Ее основные признаки - учащиеся осознают цель беседы; в беседе все вопросы подобраны так, что учащиеся имеют возможность догадаться или сделать самостоятельное заключение; в беседе предусмотрены простые и сложные вопросы, последние формулируются как задачи, а в них выделяются наиболее частные вопросы; после решения каждого вопроса, задачи следует заключение учителя, подводящее итоги работы.

Наблюдение - это непосредственное целенаправленное восприятие предметов и явлений с помощью органов чувств с целью формирования правильных представлений и понятий, умений и навыков.

 

Опыты - это самостоятельно выполняемая учащимися работа по изучению нового материала, требующая практических исследовательских умений, а также умений обращаться с различным оборудованием. Это важный, но очень сложный метод учения.

 

Практические методы учения - это такой вид деятельности ученика, при котором происходит формирование и совершенствование практических умений и навыков в ходе выполнения практических заданий (письменные и устные упражнения, практические и лабораторные работы, некоторые виды самостоятельных работ).

 

Упражнения - это планомерно организованное повторное выполнение каких-либо действий с целью их освоения или совершенствования.

 

Уровни принятия решения о выборе методов обучения:

1-й - стереотипные решения: неизменное предпочтение стереотипу применения методов обучения независимо от содержания материала, образовательно-воспитательных задач урока и особенностей учащихся.

 

2-й-решения методом проб и ошибок: учитель пытается менять выбор методов обучения с учетом конкретных условий, учебного материала, но делает он это стихийно, допуская просчеты и ошибки, избирает новый вариант и вновь без научного обоснования выбора.

 

3-й - рациональные, оптимальные решения: учитель научно обосновывает все принимаемые решения, сознательно выбирает методы с учетом возрастных и индивидуальных особенностей учащихся, с учетом их подготовленности, обосновывает конкретными условиями и определенными трудностями учебного материала, прогнозирует получение конкретных результатов обучения, воспитания и развития школьников.

 

Методы обучения являются инструментом развития учащихся, если:

  • способствуют приобретению школьниками прочных ЗУН, а также умений переносить их в новые ситуации;
  • формируют у учащихся потребность в новом знании;
  • направляют обучение на связь с жизнью, с опытом учащихся;
  • ориентируют мышление учащихся на решение общих и частных задач с целью творческой переработки учебной информации;
  • обеспечивают деятельность учащихся по соотнесению частных сведений с основными идеями, законами, теориями для формирования  системы знаний и способов деятельности; содействуют овладению учащимися учебным умениями как инструментом познания; создают оптимальные условия для активной мыслительной деятельности каждого ученика.

ПЛАН ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ

 

  АНАЛИТИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КЛАССНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ (скачать)


Методические рекомендации для педагогических работников по профилактике проявлений терроризма и экстремизма в образовательных организациях, разработанные Департаментом государственной политики в сфере воспитания детей и молодежи Минобрнауки России совместно с аппаратом национального антитеррористического комитета.

Дополнительно сообщаем, что данные методические рекомендации размещены: - на официальном сайте Департамента образования и молодежной политики Ханты – Мансийского автономного округа – Югры во вкладке «Молодежная политика» раздел «Направления», «Профилактика экстремизма»: http://www.doinhmao.ru/molodezhnaya-politika/profilaktika-ekstremizma.

- на официальном сайте управления образования администрации Кондинского района:

http://www.konda-edu.ru/deyatelnost-u/profilaktika-ekstremizma/

методические рекомендации для педагогических работников по профилактике проявлений терроризма и экстремизма в образовательных организациях(СКАЧАТЬ)

Дата последнего обновления страницы 01.06.2018
Сайт создан по технологии «Конструктор сайтов e-Publish»